Разговоры о мышлении и творчестве
От понимания искусства к пониманию себя
Одноактные балеты «SACRÉ» И «PARADOX». Сергей Полунин.
Алексей Любимов, Дейан Коларов.
«Я нарисовал Бога танца и изобразил его кругами, потому что круги — это движение. Я человек-движение, для которого неподвижность является принуждением.»
Вацлав Нижинский
Что объединяет архитектуру и балет? И то, и другое - геометрия. Или точнее любовь к геометрии, тонкое её понимание. Только в первом случае геометрические фигуры застыли и вы как зритель двигаетесь вокруг, во втором - вы неподвижны, а танцовщик двигается, строя линии и соединяя их в фигуры, вокруг вас.
Жаль, что в детстве меня не учили воспринимать мир так - находить связи между танцами и зданиями.
Радость, что сейчас могу учиться так видеть мир. Потому что мир, тот что не война, он и есть связь всего со всем. И движение.

Это ясно понимал Нижинский: «Я хочу танцевать, рисовать, играть на рояле, писать стихи. Я хочу всех любить - вот цель моей жизни. Я люблю всех. Я не хочу ни войн, ни границ. Мой дом везде, где существует мир. Я хочу любить, любить. Я человек, Бог во мне, а я в Нем. Я зову Его, я ищу Его. Я искатель, ибо я чувствую Бога. Бог ищет меня, и поэтому мы найдем друг друга.»

Балеты «SACRÉ» И «PARADOX» посвящение Вацлаву Нижинскому. Не удивительно, что именно Сергей Полунин в них основная звезда.
Нижинский был уволен из трупы Мариинского театра за выступление в трико (именно в таком виде мы привыкли сейчас видеть балетных танцовщиков).
Полунин классический танцовщик с татуировкой на лице. Про портрет Путина набитый на груди, после чего в том числе Полунин был отлучен от многих сцен мира, вы слышали, если хоть раз раньше слышали о Полунине.
Нижинский изменил восприятие танца и отношение к мужчине в танце. Танцовщик перестал быть просто партнером для главной героини - балерины. Мужчины начали играли в балете ведущую, самостоятельную роль. Сейчас после Нуреева, Барышникова, Цискаридзе это кажется таким естественным. Но в начале ХХ века было совсем иначе. И Нижинский был первым.
Полунин стал самым молодым в истории премьером Лондонского Королевского балета.
Нижинский создал новую эстетику, форму танца. Публика останавливала его спектакли криками негодования. Сейчас они классика.
Полунин часто в интервью говорит, что скучает в классических рамках. И ищет новые формы и форматы.

Нижинский оставил своего покровителя Сергея Дягилева. Искал свободы самовыражения, независимости от чужого мнения.
Полунин в 22 года ушел из труппы Лондонского Королевского балета в поисках той же свободы.
И столкнулся с той же проблемой. Годы с Дягилевым стали для Нижинского временем успеха, финансового в том числе. Выступая сам, Нижинский был практически на грани нищеты. Талант танцовщика не означал таланта маркетолога.
Полунин после ухода из всемирно известной труппы и получив звание Enfant terrible, также столкнулся со сложностями трудоустройства. Ведь серьезные труппы работают в долгую, планируют репертуар, вкладывают деньги в постановки и продвижение. А значит не могут вкладывать во взбалмошное дарование, со шлейфом кокаиновых скандалов и, что сейчас еще страшнее, нетолерантных высказываний.
Так в жизни Нижинского и Полунина возникает тема самовыражения и соответствия чужим ожиданиям. Людям важны поглаживания - внимание других. Часто есть зависимость от любого внимания. Накричали или похвалили не важно, главное заметили.
Но иногда есть острое желание поддержки, понимания, одобрения. Для их получения мы изучаем реакции и ожидания других людей. И начинаем им соответствовать. Вечный конфликт между тем, чтобы делать то что близко самому (и самому же нести ответственность за коммерческий не успех, если окружающие не поймут и не поддержат) или ориентироваться на вкусы и мнения окружающих, но ценой за всеобщее одобрение может быть потеря индивидуальности.
Для понимания этого выбора Полунин использует языки, на которых говорит: геометрии и танца.
Основная фигура спектакля - круг.

Полунин танцует в кругу как-будто размышляя о том, что для него этот круг.
Круг очерчен кленовыми листьями, дунешь - улетят. Но под листьями толстый канат. Прием хоть и очевидный, но действенный. Танцовщик запутывается в веревке.
Круг, который был так важен для Нижинского, может быть краями сцены, может быть воплощением бога танца (Нижинский часто рисовал круги в своих дневниках), а может стать замкнутым пространством и удавкой.
Всё дело в том, как ты движешься и куда.
Такая вот геометрия.

авторизуйтесь