Разговоры о мышлении и творчестве
От понимания искусства к пониманию себя
У бога Диониса был любимый учитель Силен, такой же пьяница как сам Дионис.

Как-то он напился и отстал от свиты Диониса. Силена нашли слуги царя Мидаса и отвели к своему царю. Царь принял Силена, накормил, напоил и отвёл к Дионису. За заботу о любимом учителе Дионис решил отблагодарить Мидаса и предложил просить, что угодно. Мидас попросил способность превращать в золото всё чего касается. В результате исполнения этого нехитрого желания, Мидас чуть не умер, потому что не мог больше ни есть, ни пить - еда и вода превращались в золото.

Помимо всего прочего прекрасного, что дали нам греки, они оставили широкое поле метафор.
Давайте распаковывать метафору про Мидаса и его золотые руки.
Мидас отдав Дионису то, что было для Диониса ценно, попросил в награду способность разучиться отдавать, но брать и только брать.
Деньги и их движение - метафора, как собственно и всё остальное с чем мы встречаемся. Вынесенная вовне способность сжимать одну руку и разжимать другую, брать и отдавать. Работает это в системе: вы разжимаете правую руку (правую - тоже метафора, а не просто фигура речи) ваш визави берет левой то, что вы отдали и автоматически разжимает правую. Вы своей левой рукой берёте то, что он вам отдал. Поменялись. Скрывается за этой метафорой понятное - наличие денег следствие того, что вы знали что нужно людям. Отдали им нужное, получили деньги. То есть вы знали недостачу (или создали её). В пределе деньги знак того, что вы знаете людей, их потребности и можете их удовлетворить. Чем больше денег, тем больше понимания потребностей и умения отдавать то, что их удовлетворяет.

Население современной Флоренции около 400 тысяч человек. Город ежегодно посещают около 10 млн. туристов. Городской налог за пребывание в городе 4-5 евро в день в зависимости от места проживания. Билет в музеи в среднем по 20 евро. В принципе, цену можно устанавливать любую. Поедем всё равно.

Такая же история с Римом, Парижем, Лондоном, Сием Риапом, Агрой, Баганом. И десятками других мест, где оставили свой след художники.



Маркетологи знают: хочешь продать, сделай ссылку на классическое искусство.





Ты надеваешь платье dolce&gabbana созданное по мотивам византийских фресок, и ты уже сама произведение искусства. Вечная ценность. Понятно же что это про закрытие потребности (значимости, страха смерти), а не про платье. И разговор не о том, что не нужно покупать это платье, а о том, что хорошо бы понимать что именно и зачем ты покупаешь на самом деле.
Или если сам хочешь стоить подороже, стань владельцем произведения искусства.
В 2007 году (о, нефть, ты - жизнь!) украинский миллиардер Виктор Пинчук купил на троих (да не смутит вас эта былинная нота - как писал Довлатов) с Демианом Херстом и его менеджером произведение «бриллиантовый череп Демиана Херста». Покупка стала самой дорогой среди работ ныне живущих художников. Знал Хёрст потребность украинского миллиардера.

В 2017 году в Абу-Даби открыли Лувр. Художественный музей в столице ОАЭ. За миллиард евро эмирцы купили право на использование имени, консультационные услуги и аренду произведений искусства музея Лувр.


Так отдельно взятый украинец и эмират вошли в Евросоюз. Приобщились к европейской культуре. Причем чем выше цена, тем лучше.
Рынок произведений искусства это миллиарды долларов. «Компания» основанная Микеланджело дорожает с каждым годом и так уже 500 лет. Знаете аналоги в других сферах?
А что же мы? Те, кто часами стоят в очереди, чтобы увидеть Давида, летят с пересадками плюс 10 часов на пароме ради храмов Багана. Что я могу узнать о себе, какую потребность и недостачу?
Художник честно и мужественно выписывает из себя то, что его волнует. Создаёт механизмы работы с мышлением. Мы интуитивно (что бы это ни значило) тянемся к их работам, чувствуя что там есть что-то кроме «это красиво» и «я так не смогу». Есть что-то для меня и про меня.
Маркетологи это используют. Кристи и Сотбис создают рынок. Это их дело, у них свои задачи как и у Херста с Пинчуком.
А, художники, настоящие художники готовы нам отдать. Надо научиться брать и отдавать дальше. Мидас в итоге избавился от своей способности (а точнее проклятия) брать не отдавая и выжил.

Фраза «художник должен быть голодным», конечно, тоже метафора. И голод здесь скорее внутренний голод в смысле поиск, неуспокоенность, ощущение потребности выразить. Да, бедные художники были. Но художник не всегда понят при жизни. Он может чувствовать потребность, которую остальные почувствуют позже.
Не ходите на выставки ради «и я там был». Готовьтесь к встрече, читайте о художнике, его времени, стиле, повлиявших идеях. Постепенно вы наберетесь примеров и языка, начнёте замечать, что искусство всегда несёт сообщение. И в зависимости от того какое искусство вас, понимающего его язык, будет привлекать, вы начнёте понимать сообщение о своих потребностях. Ведь бывает же так, что не знаешь чего хочешь. То есть не можешь своё сообщение прочитать. А потребность есть, надо учиться её расшифровывать.
Искусство про это.
авторизуйтесь